Трахова Аминет Шамсудиновна.
Трахова Аминет Шамсудиновна (02.06.1959 г.)
1. Ученая степень – доктор филологических наук
2. Занимаемая должность – профессор
3. Ученое звание – доцент
4. Окончила филологический факультет Адыгейского государственного педагогического института (г. Майкоп) в 1983г. по специальности «Русский язык и литература».
5. Защита:
а) кандидатскую диссертацию в мае 1999 г. в Кубанском госуниверситете
б) докторскую диссертацию в феврале 2007 г. в Кубанском госуниверситете
6. Работает в КубГУ с 1991 г. Преподает адыгейский язык в русскоязычной аудитории (с 1 по 5 курс) с 2004 г. на кафедре международного туризма и менеджмента географического факультета, специальность «Регионоведение».
7. Преподаваемые дисциплины:
а) Основной язык региона (адыгейский);
б) Практический курс основного языка (адыг.) региона;
в) Деловой иностранный язык (адыг.)
г) спецсеминар «Социально-политическая лексика основного языка региона» (адыг.).
8. Краткое описание преподаваемой дисциплины
А) Основной язык региона (адыгейский).
Целью данного курса является изучение особенностей адыгейского языка, которые обеспечивают адекватное понимание коммуникантов во время общения; способов формирования общения (элементов бесконечного множества речевых произведений, т.е. интонационно оформленных высказываний, способствующих успешному общению). Теоретической задачей настоящего учебного курса является рассмотрение единиц различных уровней (словоформ, словосочетаний, предложений, сложных синтаксических целых) в соответствии с этапами синтезирования структур различной степени сложности.
Б) Практический курс основного языка (адыг.) региона.
Целью данного курса является изучение особенностей адыгейского языка, механизмов, которые обеспечивают адекватное понимание коммуникантов во время общения; способов формирования общения.
В) Деловой иностранный язык (адыг.).
Цельюданного курса является изучение особенностей делового адыгейского языка, правил оформления деловых бумаг, механизмов, которые обеспечивают адекватное понимание коммуникантов во время деловых переговоров, командировки, делового общения; способов формирования делового общения (элементов бесконечного множества речевых произведений, т.е. интонационно оформленных высказываний, способствующих успешному деловому общению). Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-регионовед должен знать базовые принципы речепостроения. Он должен уметь самостоятельно осуществлять речевое деловое общение и подготовить необходимую деловую документацию.
Г) Спецсеминар «Социально-политическая лексика основного языка региона» (адыг.).
Целью данного курса является изучение особенностей социально-политической лексики изучаемого (адыгейского) языка; механизмов, которые обеспечивают адекватное понимание коммуникантов во время межкультурного общения; особенностей формирования лексикона, связанного с политическим и правовым знанием человека и общества, а также языковых знаний, способствующих успешной межкультурной коммуникации. Изменения в обществе способствуют стремительному развитию языка современного литературного языка и, в первую очередь, общественно-политической лексики. Изучение особенностей формирования языкового пласта общественно-политической лексики включает вопрос об обществе как системе и структуре и раскрывает понятия «социальная роль», «социальный статус» человека в обществе.
9. Область научных интересов: этнолингвистика, сопоставительная лингвистика, межкультурная коммуникация, различные аспекты теоретической лингвистики
10. Всего публикаций – 65
11. Список самых значимых публикаций:
- Трахова А.Ш. Адыгейско-русский многоотраслевой учебный словарь. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2011. – 132 с.
- Трахова А.Ш. «Человек» как ключевое понятие в региональной системе // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Материалы IV Всероссийской науч.-практ.конф. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2011.- С. 345-249.
- Трахова А.Ш. Национальная, языковая и религиозная картины мира как факторы формирования культуры народов региона // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Материалы IV Всероссийской науч.-практ.конф. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2011.- С. 340-345.
- Трахова А.Ш. Языковая личность в языковой картине мира // Актуальные проблемы экологии, экономики, социологии и пути их решения: Материалы XIV Междунар. науч.-практ.конф.: Краснод.край, пос.Шепси. 20-24 сентября 2009 г. – Краснодар, 2009. – С. 335-340.
- Трахова А.Ш. Адыгейско-русский учебный словарь. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2009. – 100с.
- Трахова А.Ш.Ислам в контексте истории и языка: Монография. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2007. – 247 с.
- Трахова А.Ш. Фразеологическая концептуализация морально-нравственной сферы личности и народа: мифолого-религиозные и этнокультурные основания (на материале русского и адыгейского языков): Монография. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2006. – 251 с.
12. сайт Адыгейского государственного университета, национальный факультет: www.adygnet.ru
13. УМК в сокращенном варианте (как программу)
А). Основной язык региона (адыгейский) / Б) Практический курс основного языка (адыг.) региона.
ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Изучаемый курс базируется на программе, разработанной кафедрой регионоведения географического факультета КубГУ.
2.2. Требования к обязательному минимуму, содержание основной образовательной программы специальности 300000 Регионоведение (см. стандарт специальности)
2.3. Разделы и содержание дисциплины.
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание разделов дисциплины |
Виды аудиторных занятий |
Кол час |
1. |
Фонетика Гласные
Согласные
Смычные 1. Система смычных согласных в адыгейском языке 2. Губно-губные смычные (б-п- п ) 3. Переднеязычные смычные (д-т- т ) 4. Переднеязычные свистящие аффрикаты (дз-ц-ц ) 5. Переднеязычные мягкие шипящие аффрикаты (дж-ч-к ) 6. Переднеязычные твердые шипящие аффрикаты (дж-чъ-ч ) 7. Заднеязычные лабиализованные смычные (гу-ку-к у) 8. Фарингальные смычные 9. Ларингальные смычные Спиранты 1.Общая характеристика спирантов 2. Переднеязычные свистящие спиранты (з-с) 3. Переднеязычные шипящие спиранты 4. Переднеязычные свистяще-шипящие спиранты 5.Среднеязычные спиранты 6.Заднеязычные спиранты 7.Ларингальные спиранты 8.Губно-зубные спиранты (в-ф) 9.Латеральные фонемы Сонорные согласные
Комплексы согласных
Фонетические процессы Фонетические изменения гласных
Фонетические изменения согласных
|
|
лекция |
|
2. |
Лексика |
|
лекция |
|
3. |
Морфология Имена
Имена существительные
Имена прилагательные 1 Качественные прилагательные 2. Относительные прилагательные Имена числительные
Местоимения
Послелоги
Глагол
Переходные и непереходные глаголы
Динамические и статические глаголы
Финитные и инфинитные образования
Превербы
а) зависимость превербов места от имен б) превербы абстрактные и конкретного значения в) простые и сложные превербы г) превербы статических и динамических глаголов д) изменение количества лиц глагола превербами места
Категория лица и числа 1.Одноличные и многоличные глаголы 2.Личные аффиксы ряда номинатива и эргатива 3.Одноличные переходные переходные глаголы 4.Двухличные непереходные глаголы 5.Трехличные непереходные глаголы 6.Двухличные переходные глаголы 7.Трехличные переходные глаголы 8.Четырехличные переходные глаголы 9.Бессубъектные формы глагола 10.Инверсивные глаголы 11.Личное спряжение глаголов с префиксом притяжательности (-и (йы).
Времена и наклонения
а) утвердительная частица – а б) утвердительная частица – ба в) утвердительная частица – ри г) утвердительная частица – м, к э д) утвердительная частица – шъ 5. Отрицательные формы финитных и инфинитных глаголов 6. Вопросительные формы финитных глаголов. 7. Вопросительные формы причастий. 8.Вопросительно-утвердительные формы 9.Вопросительно-отрицательные формы. 10.Вопросительно-отрицательные словосочетания.
Категория побудительности
Категория версии. Категория союзности. Категория взаимности. Категория совместности. Потенциалис. Категория непроизвольности.
а) Непереходные и переходные глаголы в форме взаимности б)Образование форм глагола взаимного направления в)Формы взаимности с префиксом зэ-пы- г)Формы взаимности в именах 4. Общая характеристика категории совместности. Переходные и непереходные глаголы в форме совместности. 5. Общая характеристика категории потенциалиса. Суффиксальный и префиксальный потенциалис. 6. Общая характеристика категории непроизвольности. Переходные и непереходные глаголы в форме непроизвольности. Глагольные частицы
Причастие
Деепричастие
Масдарная форма глагола
Наречие
Союзы
|
|
Лекция |
|
4. |
Синтаксис Простое предложение
Типы предложений
а) определенно-личные предложения б) неопределенно-личные предложения в) обобщенно-личные предложения г) безличные предложения д) полные и неполные предложения
а) повествовательные предложения б) вопросительные предложения в) восклицательные предложения г) побудительные предложения Сказуемое. Простое сказуемое. Сложное сказуемое.
Синтаксические конструкции. Способы синтаксических связей в адыг.яз.
а) согласование б) управление в) примыкание. Определение
Обстоятельства, выражающие место, время, образ действия
Обращение
Вводные слова и словосочетания
Чужая речь
Однородные члены предложения
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложносочиненное предложение
Бессоюзные сложные предложения
а) Бессоюзные сложные предложения со значением одновременности. б) Бессоюзные сложные предложения со значением временной последовательности. в) Бессоюзные сложные предложения с указанием во второй части причины. г) Бессоюзные следственные предложения. д) Бессоюзные сложные предложения, во второй части которых раскрывается содержание первой части. е) Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления. ж) Бессоюзные сложные предложения с обозначением результата действия.
|
|
Лекция |
|
В) Деловой иностранный язык (адыг.).
ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Изучаемый курс базируется на программе, разработанной кафедрой регионоведения географического факультета КубГУ.
2.2. Требования к обязательному минимуму, содержание основной образовательной программы специальности 300000 Регионоведение (см. стандарт специальности )
2.3. Разделы и содержание дисциплины.
/li
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание разделов дисциплины |
Виды аудиторных занятий |
Самостоятель ная работа |
1 |
Основные характеристики официально-делового стиля современного русского языка. |
Лексические, морфологические, синтаксические особенности ОДС; структура автобиографии, структура заявления |
Лекции (2 часа) |
4 |
2 |
Речевая коммуникация, теоретические основы исследования. |
Коммуникация и общение. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Коммуникативно-когнитивная сущность языка - основное средство коммуникации. Требования к речевой коммуникации. |
Лекции (2 часа) |
4 |
3 |
Деловые беседы, совещания, переговоры. |
Этапы деловых переговоров. Установление деловых контактов. Обращения. Приветствия. Представления. |
Лекции (2 часа) |
4 |
4 |
Особенности служебно-делового общения. |
Коммуникация в организациях. Речевые коммуникации в деловых переговорах. Типичные коммуникативные ситуации. Установление деловых контактов. Реализация деловых контактов. Характеристика переговоров. Этапы деловых переговоров. Стратегия и тактика переговоров. |
Лекции (2 часов) |
2 |
5 |
Язык и речь. Функции языка. Язык-человек-общество. Язык и национальный характер. |
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Роль языка в жизни людей. |
Лекции (2 часов) |
2 |
6 |
Язык, речь, речевая деятельность. |
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Язык и общество. |
Лекции (2 часа) |
6 |
7. p style= |
Речевая ситуация и речевой акт. Речевая деятельность и ее виды. Формы речи. |
Устная речь. Речевые жанры (беседа, лекция, доклад, диспут, интервью, выступления). Письменная речь. Жанры письменной речи (конспект, тезисы, резюме, аннотация, реферат, отзыв, рецензия). Биография и автобиография. Этика речевого общения. Этикетные формулы речи. |
|
|
8. |
Культура делового письма. |
Современные требования к оформлению и содержанию делового письма. Виды деловых писем. |
|
|
9 |
Актуализация деловых контактов. |
Постановка цели деловых контактов. Решение организационных вопросов. Отбор и систематизация актуальной информации. |
|
|
10. |
Контроль и оценка деловых контактов. Понятие контроля. |
Анализ типичных ситуаций деловой коммуникации. |
|
|
11. |
Оценка результатов деловой коммуникации. |
Уточнение и корректировка планов и программ. |
|
|
12. |
Языковая личность и культура. |
Речь в социальном взаимодействии. Социальная сфера жизни. Нация как элемент социальной структуры. Межнациональные (межэтнические) отношения. Толерантность. |
|
|
13. |
Культура делового общения. |
Речь и социализация. Социальный статус и престиж. Речь как средство утверждения социального статуса. Влияние социальной роли на развитие личности. |
|
|
14. |
Телефонный разговор. |
Особенности телефонной коммуникации. Телефонный этикет. |
|
|
15 |
Деловой этикет. |
Визитные карточки. Деловые совещания и деловой костюм. Этикет деловых приемов и застолья. Этикет и имидж делового человека. |
|
|
16 |
Этические основы культуры делового общения. |
Суперконцепты «Добро» и «Зло» - реализация универсальных нравственных оппозиций. |
|
|
17. |
Деловая беседа. |
Цели и задачи деловой беседы. Роль вопросов в деловой беседе. Виды деловых бесед. Структурная организация беседы. |
|
|
18 |
Деловое совещание |
Факторы успеха в проведении делового совещания. Виды деловых совещаний. |
|
|
19 |
Лексика. Понятие о слове. Слово и предмет. Слово и понятие. |
Типы лексических значений слов. Ономастика и топонимика. Неологизмы и архаизмы. Активная и пассивная лексика. Лексика общеязыковая, литературная, разговорная, местная. Заимствования. |
|
|
20 |
Основные формы межличностного общения. |
Внутренний диалог – обязательный компонент продуктивного мышления личности. Внутренний диалог и др. формы общения человека с самим собой. Мышление как биологический процесс. Мышление - серия образов и внутренняя речь. Мышление – процесс переработки информации. |
|
|
21 |
Стили речи. Общая характеристика стилей речи |
Особенности функциональных стилей современного русского языка и их взаимодействийе. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль. |
|
|
22 |
Научный стиль. |
Специфика использования элементов различных языковых уровней научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. |
|
|
23 |
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования |
Жанровое своеобразие: правила оформления документов. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. |
|
|
24 |
Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль. |
Особенности языка газеты и устной публичной речи. Жанровое разнообразие. |
|
|
25 |
Художественный стиль. |
Статус языка художественной литературы в системе функциональных стилей русского литературного языка. Выразительность и изобразительность – доминирующие качества художественного стиля и особенности его речевого варьирования. |
|
|
26 |
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. |
Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. |
|
|
Г) Спецсеминар «Социально-политическая лексика основного языка региона» (адыг.).
ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Изучаемый курс базируется на программе, разработанной кафедрой регионоведения географического факультета КубГУ.
2.2. Требования к обязательному минимуму, содержание основной образовательной программы специальности 300000 Регионоведение (см. стандарт специальности)
2.3. Разделы и содержание дисциплины.
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание разделов дисциплины |
Виды аудиторных занятий |
Кол час |
1. |
Предмет и задачи лексикологии. |
Лексико-семантическая система языков. Словарный состав языка. |
лекция |
2 |
2. |
Язык и речь. Функции языка. Язык-человек-общество. |
Язык социальных групп. Стили речи. Социальная сфера жизни. |
лекция |
2 |
3. |
Толерантность. Межнациональные (межэтнические) отношения. |
Нация как элемент социальной структуры. Роль традиций в формировании национального самосознания личности. Класс как элемент социальной структуры. Социальная лабильность. |
Лекция |
2 |
4. |
Понятие общества. Общество и природа. Общество как система и структура. |
Взаимодействие основных сфер общественной системы. Подсистемы и элементы общества. Основные сферы жизни общества. |
Лекция |
2 |
5. |
Основы правового государства. Функции государственной власти. |
Политическое устройство государства. Государство и его признаки. |
Лекция |
2 |
6. |
Государство и гражданское общество. Специфика формирования гражданского общества в России. Определение государства и его отличительные признаки |
Гражданство в социальном обществе. Гражданская война и военные традиции адыгов. |
Лекция |
2 |
7. |
Роль и история права в жизни государства и общества. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Роль права в обществе. |
Возникновение права, сущность права. Предмет общей теории функции. |
Лекция |
2 |
8. |
Северный Кавказ, национальные традиции: историографические проблемы. |
Шариатские суды в Адыгее; традиции и власть. |
лекция |
2 |
9. |
Политический и правовой статус личности. Роль права в жизни общества. Государство и общество. |
Основные права личности. Субъектные права. Юридические обязанности личности. |
Лекция |
2 |
Всего: 18 час. |
15. Повышение квалификации – 2004г. – Адыгейский госуниверсит
16. Участие: в Международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях, форумах, симпозиумах.
Спецсеминар
Речь и социализация. Социальный статус и престиж. Речь как средство утверждения социального статуса. Влияние социальной роли на развитие личности.
Контакты: anna.traxova@mai.ru